Приглашаем в рабочую группу
#221
Отправлено 06 Август 2013 - 03:43
Поле должно состоять из двух ярусов: на нижнем ярусе полоса препятствий, а на верхнем ярусе - площадка для игры в "городки". На нижнем ярусе можно поставить бортики, а на верхнем ярусе и наклонной плоскости бортики не ставить, либо наоборот. Второй ярус должен стоять на высоте около 50 см от первого яруса, чтобы не мешать проходить полосу препятствий. Полосу препятствий можно и не проходить( но баллы не начислятся), а сразу подниматься на площадку для игры в "городки". Можно начислять баллы за подъем по наклонным плоскостям, т.е. распределить по зонам и начислять баллы за достижение зон. В принципе, можно осуществить все это и с одним ярусом, но не будет так сложно и интересно!
#222
Отправлено 08 Август 2013 - 05:17
Я обобщил все предложенные мной варианты в одном документе.
Все они сделаны под общей идеей: "Достижения нашей страны в космосе"
Задания для разных возрастных групп отличаются уровнем сложности конструкций и программ.
Просьба высказывать свои замечания/предложения/дополнения.
С Уважением
Федулеев Александр
Прикрепленные файлы
#223
Отправлено 10 Август 2013 - 20:00
Препятствие типа "кратер" размером 30х30 или 60х60 см для полей из квадратов 30х30 см можно изготовить из плотного пенопласта (торговая марка пеноплэкс или аналоги) по утвержденному шаблону (выкройке) профиля следующим образом. Квадрат пенопласта нужной толщины (3-5 см) режется на 16 равных по углу ломтиков (как режут круглый торт) ножом или пилой. Из полоски металла (алюминий, оцинковка...) вырезается шаблон по диагонали квадрата в расчете на самый длинный ломтик. Шаблон сгибается пополам (в центре кратера). В шаблон закладывается ломтик, фиксируется шурупами через боковые отверстия, струбцинами или как-то еще эта сборка фиксируется на столе, но можно и в руке подержать, весь выступающий над металлом шаблона пенопласт аккуратно срезается ножовочным полотном. Шурупы выкручиваются, очередной ломтик кратера готов. Подготовленные ломтики склеиваются в исходный квадрат. Получившийся тарелка-кратер будет иметь условно-круглую форму, приемлемую для наших целей. Пенопласт брать самый плотный (твердый), мягкий быстро промнется роботами.
На практике не пробовал, но со 2-3-ей попытки должно получиться.
Более качественный и прочный результат можно получить на фрезерном гравировально-раскроечном станке из многослойной фанеры или ДСП. Разумеется, понадобится 3D модель кратера. Подходящие станки есть в рекламных конторах и ЦМИТах (Москва, Пенза, Белгород, Томск...).
#224
Отправлено 11 Август 2013 - 07:47
Прикрепленные файлы
#225
Отправлено 12 Август 2013 - 01:16
1. Космическая отрасль СССР-России имеет много мировых достижений, о которых не стыдно в доступной и занимательной рассказать детям разных стран. В частности, космодром Байконур - крупнейший в мире. Семейство ракет Союз продолжает использоваться и развиваться. Ракеты семейства имеют близкие, легко узнаваемые очертания. Космические запуски выполняются не только в интересах России , но и по заказам многих стран. Ракеты Союз обеспечивают функционирование Международной космической станции - доставка экипажей и грузов.
2. Один из предложенных вариантов заданий - сборка ракеты. Хочу подчеркнуть: пусть по форме это будет трехступенчатая ракета Союз, которую запускают не только с Байконура, но и с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Игровое поле - место сборки ракеты из 3-4 блоков, трасса вывоза на стартовую площадку, стартовый комплекс. Робот должен собрать и погрузить на себя ракету горизонтально хвостом вперед, довезти ее до точки старта, поднять в вертикальное положение и отъехать. Трех моторов должно хватить на всё.Возможно еще использование некоторых датчиков.
Теперь новинки, подобных которым не было. Игровое поле имеет электронную начинку на базе Arduino.
Блоки ракеты выполняются из легких материалов, стыкуются в единое целое с помощью мелких магнитиков. Внутри блоков магнитики соединены проводками так, что при правильной сборке ракеты образуется единая электрическая цепь. В нижнем блоке (первой ступени ракеты) установлены мелкие светодиоды, светящие вниз (имитация "пламя"). Ракета опирается на стартовый "стол" проводящими опорами. Стол соединен с платой Arduino. На краю поля имеется 3-значное табло из 7-сегментных индикаторов для показа секунд и минут.
Стартующий робот проезжает вперед через контактную площадку, в результате чего запускается таймер Arduino, на индикаторе начинается отсчет времени работы робота - секунды, а потом минуты (до 9.59). Собрав, довезя и установив ракету на стартовый стол, робот отъезжает назад, нажимая на вторую контактную площадку недалеко от стартового стола. Таймер останавливается, индикатор показывает затраченное время, включается цепь в ракете, голос диктора ведет предстартовый обратный отсчет времени, звучит команда "пуск" (или "старт" - как международное слово), светодиоды "создают" яркую реактивную струю, из спрятанного под стартовым столом динамика слышен грохот (рев) двигателей - ракета стартовала, задание выполнено. Через 10-20 секунд грохот затихает, светодиоды меркнут и гаснут. Судья выключает электронику, снимает ракету, делит ее на блоки и кладет на исходную позицию, сообщает команде набранные роботом очки. Отдельные части задания оцениваются своими очками.
Участник забирает робота.
Многие детали, конечно, нуждаются в тщательной проработке. При массовом заказе цена ракеты и всей электроники составит 6-8 т.р., игровое поле потянет еще на 3-5 т.р. Все чертежи и схемы должны быть заранее отработаны в натуре и опубликованы вместе с правилами и заданиями. Кстати, в установке электроники на свое поле и ее запуске могут принять участие старшие школьники. Они же могут поиграться с программированием световых и звуковых эффектов.
Одно из возможных "но" - формат игрового поля - стартового полигона не укладывается в концепцию "поле-пазл". Однако идея мне кажется достаточно свежей, образовательной и зрелищной, чтобы допустить ее к дальнейшей проработке.
#226
Отправлено 13 Август 2013 - 06:35
1. Освоение Марса.
Робот стартует и поднимается в гору (уклон примерно 20-30 градусов) и берет пробы грунта ( взять синий шарик). Далее робот поворачивается и спускается и опять берет пробу грунта. Затем робот переезжает препятствия в виде шайб и опять берет пробу грунта и везет все пробы грунта на финиш и сгружает их (можно и не сгружать, а просто финишировать).
2. Освоение Луны.
Робот стартует и поднимается в гору (уклон примерно от 45 до 60 градусов) и спускается. Далее робот переезжает шарики и опять поднимается, поворачивает и спускается. Затем робот подъезжает к горе (стенд с кубиками красными и синими). Высота на которой находятся кубики, примерно 500-600 мм). Красные в красный контейнер, синие в синий (сортировка лунного грунта для дальнейшего использования). Далее робот привозит на базу Лунные валуны (шайбы) – любым способом.
Прикрепленные файлы
#228
Отправлено 14 Август 2013 - 17:26
Сборка и старт космического аппарата. В опредленены местах поля размещены комплектующие, например разноцветные кольца.
На старте роботу дается "чертеж", в котором разноцветными линиями, обозначен порядок сборки ракеты.
После сборки нужно нажать командном пункте кнопку пуск.
Для младшей категории предлагаю задание сборка космического мусора. Вдоль траектории - орбиты на разных высотах и с разной стороны, а может быть и над самой траекторией, на воротах располагаются лего элементы, которые необходимо собрать.
Еще идея. Старт находится на постаменте, с которого нужно спуститься на поле. На поле в определенных местах находятся в углублениях детали, например, шины. Нужно в определенном порядке обойти эти места и достать образцы грунта.
Еще вариант. На поле находится макет космической станции (фактически лабиринт). В четырех местах находятся командные узлы, в которых на карточках размещены команды управления (включить гироскоп, развернуть солнечную батарею, проверить ориентацию, сделать снимок Земли, проверить систему жизнеобеспечения и т.п. Робот получив команду должен добраться до нужного отсека и выполнить эту операцию (положить кубик, забрать кубик, нажать на кубик.
#229
Отправлено 14 Август 2013 - 17:41
Для разных категорий высота транспортировки должна быть разной. Правда в этом случае нужно продумать регламент соревнований (время на сборку транспортирующей системы) и время самого задания.
#230
Отправлено 14 Август 2013 - 21:53
Согласен, что на другой поверхности может робот и не будет скользить, но угадайте, из чего будут делать поля для тренировок в регионах? Фанера и ЛДСП.
А уж с углом наклона 45-60 градусов, по-моему, вообще нереально. Тогда в пору было бы делать один элемент задания: просто подняться по такой наклонной поверхности.
#231
Отправлено 15 Август 2013 - 05:34
#232
Отправлено 15 Август 2013 - 17:23
Удовлетворительное решение горки - ДВП. Острый угол по нижнему краю легко сделать острым ножом. По верхнему - пилой или ножом. Под ДВП подложить пенопластовые уголки, приклеить общестроительным клеем "жидкие гвозди". Делал несколько раз, рекомендую....Но если нужно изготовить горки, то это уже настоящее испытание, только не для детей, а для изготовителя полей. ...
Пилить ЛДСП под углом должно быть легко ленточной пилой, у нее столик наклоняется. Кроме того, можно сделать наклонные упоры-направляющие. Сам пока не пробовал, но доступ к пиле есть, должно получиться.
Более сложно, но реально использовать ручную дисковую пилу. Сложность только в том, чтобы закрепить доску на упор под нужным углом. Струбцинами или саморезами, используя обрезки досок. Диск должен быть специальный - с мелкими зубьями, чтобы не было больших сколов.
#233
Отправлено 16 Август 2013 - 09:03
Хорошая идея с полями. Отлично реализована идея движения робота через кратер, ну а для упрощения поднятия на уклон можно прикрепить балки или другие детали. Задания продуманы.Предлагаю еще 2 варианта:
1. Освоение Марса.
Робот стартует и поднимается в гору (уклон примерно 20-30 градусов) и берет пробы грунта ( взять синий шарик). Далее робот поворачивается и спускается и опять берет пробу грунта. Затем робот переезжает препятствия в виде шайб и опять берет пробу грунта и везет все пробы грунта на финиш и сгружает их (можно и не сгружать, а просто финишировать).
2. Освоение Луны.
Робот стартует и поднимается в гору (уклон примерно от 45 до 60 градусов) и спускается. Далее робот переезжает шарики и опять поднимается, поворачивает и спускается. Затем робот подъезжает к горе (стенд с кубиками красными и синими). Высота на которой находятся кубики, примерно 500-600 мм). Красные в красный контейнер, синие в синий (сортировка лунного грунта для дальнейшего использования). Далее робот привозит на базу Лунные валуны (шайбы) – любым способом.
#234
Отправлено 18 Август 2013 - 09:55
Основная масса форумчан поддерживают идею с достижениями русской космонавтики
- для младшей категории - первый искусственный спутник
- средняя категория - покорение планет (луна, венера, марс ... )
- старшая категория - космодром (сборка ракеты)
пара моих идей в общую копилку вариантов:
Луноход:
Робот стартует из зеленой зоны (место посадки и связи с ЦУП) находит полезные ископаемые и возвращается на старт. Рельеф планеты заранее неизвестен, робот должен найти самую высокую вершину и прочитать цветовой код (шифр полезного ископаемого), цвета и последовательность заранее неизвестна, набор цветов из стандартной палитры датчика цвета. На поле две вершины. Запомнив код полезного ископаемого робот возвращается в зону старта и финиширует. На дисплее контроллера должны быть написаны две строки с кодом найденного ископаемого.
Какие задачи решаются при прохождении трассы: 1. Робот должен найти путь учитывая свои возможности. Каждая последующая ступень выше предыдущей на ориентировочно на 3 см. (можно выше). 2. На пути встречаются кратеры за которые начисляются штрафы. 3. У поля нет бортиков, робот может сорваться с обрыва. 4. Если запомнить дорогу, то можно быстрее вернуться на точку старта. 5. Нужно доставить накопленную информацию в точку старта. 6. Время прохождения ограничено. Если робот не успевает выполнить все задание, то возвращается с частью выполненного задания.
Космодром:
На космодроме работают 2 робота. Первый робот стоит в точке А, соответственно второй в точке Б, первый робот после старта запускает таймер, затем проезжая считывает код задания, нанесенный на поле. Код состоит из двух чисел: 1. Номер въезда на территорию завода. 2. Цветовой код проекта ракеты. Затем первый робот берет голубой мостик и везет его до пандуса, номер которого был закодирован в первом коде задания. Установив мостик первый робот едет до второго робота и сообщает ему номер въезда и цветовой код проекта ракеты. Получив данные второй робот едет на завод и берет детали ракет нужного цвета и может сам, либо с помощью первого робота собрать ракету в нужной последовательности. После сборки один из роботов нажимает вторую кнопку на таймере, что приводит в действие подъёмный механизм пусковой установки, что является окончанием задания.
Прикрепленные файлы
#235
Отправлено 18 Август 2013 - 13:28
Что-то прочитал, что-то придумал сам, что-то придумал - и оказалось что это уже придумано)) Но в общем предлагаю такой вариант задания:
Королёв
Легенда: Путь в космос начинался с маленького конструкторского бюро, созданного Сергеем Павловичем Королёвым. Впоследствии на полигонах конструкторских бюро испытывались множество новых моделей ракет.
Задание: Робот должен осуществить предполетную подготовку и запуск новой ракеты. Необходимо получить в соответствии с заданием на складе три ступени ракеты. Привезти и установить правильным образом ступени в зону запуска.Забрать диск программного обеспечения ракеты и доставить их в загрузочный модуль зоны запуска. Забрать диск программного обеспечения полета и доставить его в укрытие, где располагается центр управления полетами.
Особенности поля:
поле.png 24,31К 20 Количество загрузок:
Укрытие серого цвета, с наибольшей стороны огорожено рейкой высотой 20мм.
Площадки для дисков размером 150х150 мм, высотой 20мм.Диски обычные CD. Перед стартом должны располагаться таким образом, чтобы ни одна часть диска не выходила за пределы площадки.
Места расположения образцов ступеней ракет в отделе конструкторской документации и самих ступеней на складе обозначены линией по размеру самих ступеней ракет.
Для кодировки образцов используется поверхность из 9 кубиков лего из набора 9695.
кубик.png 6,34К 14 Количество загрузок:
Цвета деталей для формирования поверхности: белый и черный.
Возможные расположения кубиков на поверхности:
схема.png 1,07К 6 Количество загрузок:
Для основы используются балки с выступами 1х6 из набора 9797:
балка.png 50,74К 7 Количество загрузок:
Ступень ракеты в собранном виде:
деталь.png 60,98К 6 Количество загрузок:
Выполнение заданий и баллы:
1)доставка диска ПО ракеты в модуль загрузки ПО.
- 5 баллов если робот забрал диск (диск ни одной частью не касается площадки для дисков)
- 10 баллов если робот доставил диск (диск хотя бы одной частью касается модуля загрузки дисков)
2)доставка и сборка ракеты. Перед попыткой определяется методом жребия какие образцы будут использованы в текущей попытке. Всего в жребии участвует 8 образцов, образцы не повторяются. Сначала тянется образец первой ступени, и располагается на квадрате с цифрой один. Затем образец второй ступени, и располагается на квадрате с цифрой два. Затем аналогично располагается образец третей ступени в квадрате три.
После этого так же вытягиваются жребием и располагаются на местах 1-8 в порядке очередности вытягивания 8 ступеней ракет.
Важно: Ориентация рисунка на стумени и образце может быть любой, участник перед заездом может расположить кубик удобным ему образом.
Робот должен сначала определить по образцам какие ступени и в какой последовательности он должен взять, а затем доставить их в зону запуска, поставить одну на другую в правильном порядке: снизу первая, сверху вторая, над ней третяя ступень.
Начисление баллов:
Нужная ступень покинула склад (ни одной частью не касается квадрата расположения): - 5 баллов (итого 15 баллов)
Ступень доставлена в зону запуска (ни одной частью не касаются поверхности вне зоны запуска) – 5 баллов (итого 15 баллов)//прим. В данном случае ступень может каклежать в зоне запуска так и лежать на другой ступени в зоне запуска.
Вторая и третяя ступень ни одной частью не касаются поверхности поля – 5 баллов (итого 10 баллов) //прим: баллы здесь даются за то, что кубики установлены один на другой.
Ракета собрана в правильной последовательности - 20 баллов
3)Робот вернулся в укрытие(ЦУП) – 10 баллов(начисляются если робот полностью покинул укрытие, а затем вернулся в него).
4)Робот доставил диск в ЦУП:
- 5 баллов если робот забрал диск (диск ни одной частью не касается площадки для дисков)
- 10 баллов если робот доставил диск (диск хотя бы одной частью касается зоны ЦУП)
Итого за выполнение всех заданий – 100 баллов.
#236
Отправлено 20 Август 2013 - 02:12
Пока просмотрели и обсудили все идеи предложенные на форуме.
Много критиков использования нескольких роботов на одном поле: как от одной команды, так и соревнующихся друг с другом.
Очень понравились варианты предложенные Поздняковым Андреем Владимировичем (выкладываю), но и во всех остальных вариантах много здравых и интересных идей.
wro2014.pdf 68,17К 26 Количество загрузок:
vmaxim@me.com
#237
Отправлено 22 Август 2013 - 02:04
Очень понравились варианты предложенные Поздняковым Андреем Владимировичем (выкладываю), но и во всех остальных вариантах много здравых и интересных идей.
Понравилась идея в задании "Карта звездного неба". Задание можно как усложнить, так и упростить, в зависимости от возрастной группы. Например, усложнить ориентацию, увеличить количество "звезд" до "бесконечности", чтоб робот никак не успевал всю карту составить.
Сама идея очень красивая.
#238
Отправлено 22 Август 2013 - 02:56
Понравилась идея в задании "Карта звездного неба". Задание можно как усложнить, так и упростить, в зависимости от возрастной группы. Например, усложнить ориентацию, увеличить количество "звезд" до "бесконечности", чтоб робот никак не успевал всю карту составить.
Сама идея очень красивая.
Да, идея и на обсуждении в лагере очень понравилась.
Думаю она будет взята за основу в одной из категории.
Сегодня также обсуждали идеи по сборке ракеты, за основу взята идея из Нижнего-Новгорода.
Т.е. есть поле на ней чати ракеты, и нужно собрать из нее целую ракету, но тут возможны многие варианты.
Во первых какие могут быть части (цилиндры этого или прошлого года, кубики из лего, цилиндры с отверстием посередине), то где будут собираться эти части (в желобе в виде угла, в П образном желобе, в трубе, или нанизываться на штырь). И все сошлись во мнении что этот желоб нужно поднимать (запускать ракету), т.е. желоб сделан так что его можно поднять с уложенными туда частями.
Еще один вариант вообще не предлагать желоба, а предложить сделать командам самостоятельно конструкцию отдельную от робота в которой будут ставиться части ракеты.
А еще идея предложить собрать ракету вертикально из элементов, кто выше тот и молодец.
vmaxim@me.com
#239
Отправлено 22 Август 2013 - 05:11
Сегодня также обсуждали идеи по сборке ракеты, за основу взята идея из Нижнего-Новгорода.
Т.е. есть поле на ней чати ракеты, и нужно собрать из нее целую ракету, но тут возможны многие варианты.
Во первых какие могут быть части (цилиндры этого или прошлого года, кубики из лего, цилиндры с отверстием посередине), то где будут собираться эти части (в желобе в виде угла, в П образном желобе, в трубе, или нанизываться на штырь). И все сошлись во мнении что этот желоб нужно поднимать (запускать ракету), т.е. желоб сделан так что его можно поднять с уложенными туда частями.
Еще один вариант вообще не предлагать желоба, а предложить сделать командам самостоятельно конструкцию отдельную от робота в которой будут ставиться части ракеты.
А еще идея предложить собрать ракету вертикально из элементов, кто выше тот и молодец.
Если уж ракету, то нужно по проекту. Кто выше, это Вавилонская башня скорее.
Насчет установки - на форуме была хорошая идея составить пирамидку из ступеней ракеты. Например, три первых ступени и на них сверху вторая. При специальном подборе деталей для ступеней такое строительство можно сделать довольно тонкой задачей, требующей от робота точной механики и позиционирования.
Кроме того, пирамидка не требует дополнительных приспособлений на поле - желобов или стержней.
#240
Отправлено 22 Август 2013 - 16:00
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей